Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Сложное предложение. 9 класс


Сложносочинённое предложение.

1. Составить устное высказывание о различиях простых и сложных предложениях.
  Приведите свои примеры предложений( правильность своих высказываний сверить с    параграфом учебника). Сделать выводы.

2. Составьте сложносочиненные предложения, части которых соединены союзом «И» и выражают:
 - отношения одновременности;
 - отношения временной последовательности;
 - причинно – следственный оттенок значения;
 - значение неожиданного результата;
 - значение, близкое к противоположному. (Всего пять предложений)

Сложноподчинённые предложения.

1.                Проанализируйте схемы.
По какой из данных схем невозможно придумать предложение?
[   ], (условное прид.),( условное прид.)

[   ],( изъяснит.прид.),(прид.следствия)

[  прид.следствия), [   ],(прид.причины)

[определит.прид.),[   ], (прид.цели)
2.                Напишите 7 – 9 предложений, используя сложноподчинённые предложения.
Вы посетили выставку картин известного художника, которая вам очень понравилась. Что вы расскажете о выставке своей подруге или своему другу?
3.                Рассмотрите картину художника И.И.Левитана « Март». Сочините по ней текст, используя сложноподчинённые предложения(союзы не должны повторяться).
4.                Прочитайте предложения .
Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретённой вследствие долгого пребывания в сём доме привычке. Известясь  через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мной квартира… Обломов остановился и прочитал написанное.  « Нескладно, - сказал он,  - тут два раза сряду « что» , и там два раза «который». (И.Гончаров)
«Собакевич так сказал утвердительно, что у него (Чичикова) есть деньги, что он вынул ещё бумажку».(Н.Гоголь)
  
В этих предложениях  сознательно использован приём нанизывания придаточных предложений с союзными словами который, что . Подобные предложения часто встречаются в художественных произведениях.
Как вы думаете, для чего писатели используют подобные построения предложений?  Уместны ли подобные конструкции в ваших сочинениях?
5.                Произведите синтаксический разбор предложения
Молодец, что не струсил?
Какие трудности вы испытали при выполнении задания? Какие знания вы применяли?

6.                Игра – задачка.
Известно, что одно и то же союзное средство может указывать на различные отношения между главной и придаточной частями предложения. Данные союзные средства; составьте с ними все возможные сложноподчинённые предложения таким образом, чтобы у вас оказалось:
пять – с изъяснительным придаточным, два – с определительным, по одному – с придаточным времени и придаточным места, два - с придаточным образа действия, одно - с придаточным цели, два - с придаточным меры и степени, одно - с придаточным сравнения.
Союзные средства: где, что, пока, как, чтобы.

Речевой практикум. Деловая игра «Корректор».
Задание: найдите 11 речевых ошибок, отредактируйте, запишите свой вариант.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.


Бессоюзное предложение.

1.                Установите соответствие между видами бессоюзных и сложноподчинённых предложений; бессоюзных и сложносочинённых предложений;
Сколько равенств у вас получилось ? Обоснуйте своё решение.
2.                Выполните задание:
    1  В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить тире:
  а)  Солнце быстрое встаёт – будет день горячий.
  б)Я не жалею о поездке : я многое узнал о стране.
  в) Махнёт птица раз – станет светлым – светло.
  г) Земля кругла – на ней  не скроешь тайны.
   2   В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить ДВОЕТОЧИЕ :
 а)Я верю: мы увидимся.
 б)Ласточка день начинает – соловей кончает.
 в)Осень советую: побывайте в заповеднике.
 г)Уже исчезла нагота полей: их покрыла трава.
3  Это предложение соответствует схеме: [  ]: [  ].
а)Чуть трамвай притормозит – пассажир вперёд скользит.
б)Я не жалею о былом: оно меня не усладило.
в)Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался.
г)Чуть трамвай прибавил ход – пассажир назад ползёт.

3.                Деловая игра « Корректор»
Задание: исправьте, где нужно, пунктуацию предложений.
1 –й вариант.
1)  Ударит сильный мороз – грунт под зданием постепенно разрушается.
2)  Идёшь по тундре, наступишь на кочку, такой поднимается визг и писк.
3)  У северных охотников есть такая примета, если в тундре много пеструшек – будет весной большая охота.
4)  Глинистая дорога разбухла: приходилось жаться к мокрым кустам.

2 – й вариант
1) Наташа не узнавала звёзд: созвездие запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания.
2)  Сказала что то я: он начал хохотать.
3)  Я встал: накинул башлык, опоясал кинжал и вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик.
4) Заранее предупреждаю: удобств не будет.


4.                Анализ синтаксической конструкции.
Запишите предложения.
Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шекспиром, а тот увлекался разведением лютиков.
Учёный как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не описаны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу.
Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть.
  Алгоритм анализа.
- Найдите основы, разделите на части речи;
-определите вид связи, союзная или бессоюзная;
-вид союзной связи, сочинительная или подчинительная;
-в бессоюзном сложном предложении – смысл отношения и, следовательно, знаки препинания;
-нарисовать схемы.
5. Составьте по два примера бессоюзных сложных предложений так, чтобы в них выражались значения:
   - перечисления;
 - распространительно – присоединительные;
 - сопоставления;
 - условия;
 - причины и следствия;
 - пояснение.

6. Составьте с данными словами текст, в котором должны быть лишь бессоюзные предложения. В них используйте различную комбинацию знаков, например:
 - запятые и точки с запятой;
 - запятые и тире;
 - запятые и двоеточие;
 - тире и двоеточие;


Сложное предложение с разными видами связи.

1.Составьте предложение, используя слова:
(в)толк
бе(с,сс)ребре(н,нн)ик
безветре(н,нн)ый
ра(с,сс)е…(н,нн)ый
балова(н,нн)ый
(по)пусту
(чере…)чур
    (на)удалую.
2. Составьте предложение, в котором употреблялись бы следующие знаки препинания: точка с запятой, двоеточие, тире, запятая, скобки.
Из скольких частей состоит ваше предложение?
3.  Сколько различных вариантов постановке знаков препинания возможно в данном предложение? Приведите примеры.

Недалеко от Синего острова был другой безымянный остров такой же молчаливый и таинственный даже становилось жутковато на душе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий