Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Эвристические задания для 9 класса

1.Проанализируйте в словах согласные звуки и распределить слова по трём группам. Подумайте сами, какие три группы должны получиться.


Весло, кладовка, укрощать, зеленеть, холода, орёл, гнездо, щавель, походка, моток, прославлять, семья, еловый, маслёнка, болезнь, зверёк, ясень, тянуть, морщинка, вода, коса, девять, ездок, голосок, питьё, хищение, чаща, сядь.

2.Выпишите пары слов в следующем порядке: 1) различающиеся согласными звуками; 2) различающиеся гласными звуками ; 3) различающиеся гласными и согласными звуками; 4) полностью совпадающие по звучанию ( укажите причины).

Акация – оказия, флаги – фляги, сторожил – старожил, гранит – грянет, зонд – зонт, медь – мёд, коврижка – ковришко, рис – рысь, тёплого – топливо, острова – острого, лезть – лесть, молод – молот, сыры – жиры, штапель – штабель, срижом( сущ.) – стрижём (гл.), шеф – шов, поласкать – полоскать, бочок – бачок, яркий – юркий, съезд – съест, ешь – ёж, повязка – повозка, освящу –освещу, гриб – грипп, молодица – молодиться, арка – ярко, серб – серп, сед – сеть, пансионер – пенсионер, пребывать – прибывать, курится – курица, душ – тушь.

3. Приведите примеры из художественной литературы 

( или составьте сами), в которых существительные выступали бы в роли: 
1) подлежащего, 2) сказуемого, 3) дополнения, 4) определения, 5) обстоятельства,
 6) обращения.

4.    Творческий диктант.

Распространите данные предложения причастным или деепричастным оборотами. Графически объясните постановку знаков препинания.

Снег сошёл. Из-под него выглянула обнаженная земля. Это был свежий запах весны, который доже в городе узнаешь среди сотен других запахов.

5. Лингвистическая задача.

   Почему слова с приставками на з – с разбиты на три группы?
Какая , на ваш взгляд, группа слов вызывает наибольшее затруднение? Объясните своё решение.
Исколесить                   беззвёздный                             расщепить
изрезать                         бессонный                               расчистить
разбудить                       рассветает                                расчертить
бескрайний                   рассматривает                          бесшумный
безграничный               рассказывает                            изжарить

6. Рассмотрите внимательно картину И.Левитана «Золотаяосень»

Составьте 5 – 7 предложений на тему этой картины, используя и слова с чередованием гласных и простые осложнённые предложения.

7. Запишите предложение, объясните орфограммы.

На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего  Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
Придумайте и запишите своё предложение, при написании которого необходимо вспомнить большое количество орфографических правил русского языка. Какие это правила?

Комментариев нет:

Отправить комментарий