Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Эвристические задания для 5 класса



1. Какие значения имеет глагол дышать в приведенных отрывках из поэтических текстов?


Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день (А. Пушкин).
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей (Н. Языков).
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом (А. Блок).

2. В предложенный текст вставь пропущенные дополнения. Для чего дополнения нужны в тексте? Прочитай рассказ В.Бианки «Музыкант».
Как ты думаешь, почему у тебя и у писателя получились разные рассказы?

3. 
И ж…вут в кв…ртире с нами
Два ежа
И два ужа,
Целый день п…ют над нами
Два пр…ятеля-ч…жа.
И про наших двух ежей,
Двух ужей
И двух ч…жей
Знают в нашем нов…м дом…
Все двенадцать этажей.


Задание: Расскажите о звуках, которые обозначены выделенными буквами. Какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Расставьте ударения. Ударные слоги обозначьте знаком - , а безударные – о. Продолжите запись стихотворения: оо-о-о-о Укажите строчки стихотворения, концы которых совпадают. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. 

4.  
Придумайте сюжетные рассказы по картине Ф.Решетников «Опять двойка!», сначала оправдав, а затем осудив поведение главного героя. 


5. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и придумайте собственный текст на тему "Правописание чередующихся гласных о - а в корне слова"


"Чопорный ч..рт в ч..рной ш..лковой одежонке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый ж..лудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяж..лом глянц..витом самоваре, стоящ..м на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Черт был больш..й обжора и, несмотря на изжогу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком…"

6. Предложите нестандартное начало вашей речи для следующих ситуаций:


  • в качестве ведущего ток-шоу, концерта звезд белорусской эстрады ,
  • перед учителями на педсовете вашей школы,
  • перед пассажирами междугороднего автобуса,
  • перед участниками  олимпиады,
  • в качестве нового мэра города Слонима,
  • в качестве английской королевы.

7. «ВКУС КНИГИ»:

 Составьте каталог книг на разные вкусы: «кислые» книги, «солёные», «сладкие» и т. п. В каждом разделе приведите по 1-2 названия книг и их авторов. Обоснуйте, почему именно эти книги вы отнесли к данному разделу.


8. «БУКВЫ»: 


«Много лет назад из русского языка исчезли буквы „кси“, „пси“, „фита“, „ять“. Как вы думаете, почему это произошло? Какие буквы, по-вашему, могут исчезнуть в ближайшие 500 лет, обоснуйте свой ответ».



Комментариев нет:

Отправить комментарий